АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ (часть 1)

Итак, этим письмом я открываю цикл своих «Записок русского шпиона», попросту – моих наблюдений об американской жизни с точки зрения студента по обмену. В этом выпуске речь пойдет об американской школе – теме, которая будет наиболее интересна подросткам.

Если сравнивать американскую и русскую системы обучения, можно найти немало отличий. Для меня эти отличия были если не шоком, то по меньшей мере большим удивлением. Всего школьный период обучения делится на 12 классов; однако до поступления в первый класс большинство детей посещает детский сад (kindergarten) с целью получения максимальной подготовки к школе. С первого по пятый классы американский школьник посещает Elementary School (начальную школу). В шестом классе он переходит на новую ступень обучения – Middle School (средняя школа); это абсолютно отдельное от начальной школы здание, в котором учатся школьники с 6 по 8 классы. На финальной стадии школьного обучения ребенок переходит в High School (высшая школа). В основном я буду рассказывать именно о High School, поскольку у меня намного больше опыта, связанного с высшей школой.

Каждый класс (с 9 по 12) имеет свое собственное имя: учеников 9-го класса называют freshmen (новички), 10-го – sophomores, 11-го – juniors и 12-го – seniors (выпускники). Выпускной класс – гордость всей школы, выпускники обычно получают намного больше привилегий нежели другие студенты (возможность покидать школу во время ланча, специальные мероприятия и так далее). Выпускной – тоже праздник общешкольного, а если город небольшой, то и городского масштаба.

В настоящее время в США наиболее популярны две системы обучения (для высших школ) – традиционный восьмичасовой день и «блоковая система». Восьмичасовой день подразумевает собой 8 классов продолжительностью около 50 минут каждый день с перерывами по 5-10 минут плюс полчаса на ланч. Блоковая система – это 4 класса в день по полтора часа, с перерывами между классами и ланчем. В штате Висконсин блоковая система, которую ввели не так давно, пока не слишком популярна, однако в таких штатах, как, например, Калифорния, 90% школ уже перешли на блоковую систему.

В высших школах есть возможность выбора классов на четверть. Каждый год есть свои обязательные предметы, но их обычно не больше 3-4, все остальные курсы студент и его семья выбирают сами. Необходимо заметить, что и при блоковой, и при восьмичасовой системах студенты имеют одни и те же классы каждый день на протяжении всей четверти (в отличие от российских школ, в которых школьники изучают 12-15 предметов одновременно). Некоторые классы можно выбрать несколько раз (например, физкультура). В течение года, если предмет не  нравится и он не обязателен для обучения, его можно поменять на другой, проконсультировавшись со школьным куратором.

Есть и свои особенности при выборе предметов. Так, если студент планирует поступить в колледж по окончании школы, оценки, которые он получает, будут учитываться только до 11 класса включительно. Поэтому чаще всего 12-й класс оказывается легче, чем предыдущие, поскольку студенты выбирают более легкие классы. Все оценки, которые студент получает в высшей школе, суммируются, и по их итогам высчитывается Grand Point Average (проще говоря, среднее арифметическое всех полученных оценок). Максимальный GPA – 4.0, но для этого необходимо получать только A (высшая оценка) во всех классах за все 3 года. Кстати, система оценок в школах такова: A (100-90%), B (89-80%), C (79-70%), D (69-60%) и F (ниже 60%). Проценты обозначают часть задания, которую студент выполнил правильно. К примеру, если тест состоит из 5 заданий, и студент выполнил 4 из них, его процентное соотношение составляет 4/5=80%, что соответствует оценке B (или B-). В конце четверти таким же образом (число полученных баллов/число возможных баллов) высчитывается и четвертная оценка. Такая система исключает возможность «натягивания» или «недотягивания» оценок. Хотя все зависит от учителя – некоторые учителя позволяют ученикам пересдать проваленный тест и учесть все его баллы, некоторые – только часть, а некоторые вообще не позволят пересдачу.

Раз уж я заговорил об учителях... Учителя здесь выглядят (в большинстве своем, есть, конечно, и исключения) намного ближе к ученикам. Возможно, это достигается за счет того, что многие учителя сравнительно молоды (25-35 лет). Но и те, которые старше, не слишком зверствуют, не пытаются предстать перед учениками высшим божеством, грозясь при первой необходимости отправить к директору... Система наказаний, кстати, такова: 1-й раз – предупреждение (warning), второй раз – беседа с учеником после класса, 3-й раз – ALAC (бывает два варианта – либо ты остаешься в школе после окончания классов на пару часов, либо приходишь в субботу и отбываешь свой срок в школе в выходной день), 4-й раз – вызов к директору и потенциальная возможность исключения. Однако ничто не мешает учителям сразу же отправить студента в ALAC, если он совершил что-то вопиющее.

 

 

Hosted by uCoz