ВОЖДЕНИЕ В АМЕРИКЕ
Сегодня я расскажу о водителях, вождении и правилах дорожного движения. Начнем с того, что в Америке водят ВСЕ. Начиная от шестнадцатилетних школьников и кончая глубокими стариками. Это что-то вроде культа. Возраст, при котором можно получить права – 16 лет. Поэтому в школах практически все начиная с 11 класса ездят на собственных авто. Мне, как студенту по обмену, которому водить не положено, было очень завидно J. Процесс получения прав таков: сначала необходимо пройти теоретическую часть, курсы по подготовке которой проводятся обычно в высшей школе; затем, после сдачи теоретического экзамена, студенту выдается временная лицензия (permit), по которой он имеет право водить машину, но только если с ним будет находиться человек, имеющий постоянную лицензию. Для получения постоянной лицензии (license) нужно «наездить» определенное количество часов в сопровождении родителей и пройти практический тест (вождение по городу).
Женщина за рулем – явление чуть ли не более частое, чем мужчина (сравните с ситуацией в России). Возможно, это связано с тем, что в подавляющем числе американских машин установлена автоматическая коробка передач (ее легче освоить на первых порах). Да и нравы на дорогах далеко не такие жесткие, как в России. Я бы даже сказал, водители в США довольно пассивны. Обгонять, даже если встречная полоса свободна на 2 мили вперед, не решаются. Из-за этого образуются пробки на узких дорогах. Так что водители (за исключением только-только получивших права тинэйджеров) крайне пассивны. Скорость принято превышать лишь на 5-8 миль – за это не штрафуют. А вот уже за 10 миль over the limit – выпишут штраф долларов на 200, что является суммой достаточно внушительной даже для состоятельных людей. За рулем можно выпить, но немного – насколько я помню, лимит, после которого инспектор может оштрафовать водителя, равняется примерно двум бутылкам пива.
На основных магистралях (highways) лимит скорости – 65 миль в час (где-то 100 км/час), что достаточно медленно для трех-четырехполосных дорог. С превышением скорости получается около 70 миль в час. Так и ездят. По дороге водители занимаются совсем не вождением – ставят круиз-контроль, а сами начинают обедать за рулем, читать (!) и так далее... довольно забавно понаблюдать. Дороги в основном прямые, так что даже и рулить не приходится.
Есть и некоторые забавные детали. Так, для того, чтобы перестроиться, водитель в Америке ОБЯЗАН посмотреть через плечо – проверить, есть ли машины позади. Использовать зеркала (а тем более комбинировать показания бокового и заднего зеркал) им в голову не приходит.
В маленьких городках вместо светофоров используют стоп-линии: перед каждым перекрестком нарисована белая черта, перед которой водитель обязан остановиться, посмотреть в обе стороны, и только после этого продолжать движение. Раздражают они довольно сильно (если, конечно, не нарушать правила и продолжать движение). Одним из правил также является наличие ремня безопасности на ВСЕХ без исключения пассажиров (даже на задних сиденьях). Подавляющее большинство американцев беспрекословно следуют этому правилу, что меня тоже поначалу сильно раздражало (потому что они и меня пытались заставить пристегнуться в городе при скорости 20 миль в час).
Как я уже говорил, здесь не существует стереотипа о том, что женщина за рулем – плохой водитель. Да я и не замечал за все время ни одного инцидента на дороге, за который женщина несла бы ответственность. Видно, и правда – менталитет другой... Для пожилых вождение – практически единственный способ передвижения и развлечения. Хотя государство старается отобрать у них это право (повторные тесты на вождение после 80 лет), у них не всегда получается; родственник моих «родителей» сдал экзамен на вождение в 92-хлетнем возрасте и теперь с гордостью хранит свою лицензию.
Автомобиль в Америке – больше чем автомобиль. Каждые выходные семьи пускаются на 2-3 часа в путешествие в соседний город (в основном для шоппинга (покупок), национального американского вида спорта), а потом обратно... без автомобиля в негородской Америке не прожить. Общественного транспорта в городках нет никакого, так что машина – единственное средство передвижения (за исключением школьного автобуса). Возможно, именно поэтому возраст, после которого разрешается водить машину, был опущен до шестнадцати лет. Кстати, если вы просите своего товарища подбросить вас куда-нибудь, нелишне будет предложить ему заплатить за бензин (обычно 1-2$ будет достаточно). Хотя, если друг хороший, денег он, скорее всего, не возьмет.